Конспект урока по теме: «Правописание союзов также, тоже, зато, чтобы».

 

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий, а также местоимений с частицами то, же, бы;

формировать навык написания союзов тоже, также, чтобы, зато;

развивать речь учащихся по составлению лингвистического сообщения;

воспитывать любовь к родному языку.

 

Ход урока.

 

Объед…нять и связывать стараюсь

Я равных и (не)равных в нужный час.

Порою я совсем не повт…ряюсь,

Порою повт…ряюсь много раз.

О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о союзе)

   Правильно. Сегодня мы продолжим разговор об этой части речи, вспомним разряды союзов по строению и по значению, а самое главное – остановимся на  правописании союзов.

 Записываем тему урока: «Правописание союзов».

Но сначала мы повторим изученный материал.

1 ученик работает на доске с карточкой. Собери пословицу, объясни смысл (указать разряд союзов, произвести морфологический разбор союза)

Остальные по вариантам пишут буквенный диктант:

1 вариант: ветер

е-уступительные, в-временные, т-причины, р-изъяснительные, г-целевые, о-условные, л-уступительные, к-сравнительные

Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.

Я пришел сюда, чтоб увидеть тебя.

Пускай на улице снег и мороз, я все же к тебе прибегу.

Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

2 вариант: ручей

у-условные, ч-целевые, й-сравнительные, р-изъяснительные. е- следственные, в-времени, л-причины, к-уступительные

Если я долго не приезжал в город, то значит я был болен.

А сама-то величава, выступает, будто пава.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча

Взаимопроверка:

обменяйтесь тетрадями и проверьте работы. У вас должны получиться такие слова: 1 вариант – ветер, 2 вариант – ручей.

Выставьте друг другу оценки: ни одной ошибки – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки- «3», 3 ошибки и более- «2».

Составьте с данными словами предложения. Первый вариант ССП, второй – СПП.

Проверка выполненной работы у доски.

В этом задании у нас осталась нерешённая одна лингвистическая задача: правописание слова за(то). Чтобы эту задачу решить, необходимо попробовать себя в роли исследователя.

Эвристическая беседа

- Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному:

!!! На доске

Дождь прекратился, ветер тоже затих.

Выполни то же задание.

Мы пошли дальше, потому что дождь прекратился.

Мы пошли по тому же пути.

- Давайте выстроим алгоритм.

1. определяем часть речи.( союз и местоимение)

2. Для этого задаем вопрос.(какое?, по какому?)

3. Определяем синтаксическую функцию.

- Как вы определили, где местоимения, а где союзы? (по их роли в предложении, по вопросу (к союзу вопрос не задается, а к местоимению задается)

- Какими союзами мы можем заменить союзы тоже и потому что (тоже – и, потому что – так как).

Чтениематериала § 61 (с. 162 учебника).

3. Беседа по вопросам.

– Какой вывод вы можете сделать, прочитав правило?

– Как отличить союзы от омонимичных частей речи?

Работа с таблицей (раздаточный материал)

Сообщениеучащегося (индивидуальное задание).

Союзы тоже, также, зато, притом обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи (то + же; так + же; за + то; при + том).

Начиная с XVIII века в нашем языке стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, их составляющих: как будто, в силу того что и т. д. С появлением в русском языке производных союзов назрела орфографическая проблема слитного и раздельного написания союзов. С этой точки зрения выделяются две группы производных союзов: простые и составные.

На доске:

Простые союзы

пишу слитно

Составные союзы

пишу раздельно

потому, зато,

чтобы, тоже, также

Потому что, так как, как будто, однако же, если бы, лишь только

ЗАПОМНИ:

союзы никогда не пишутся

через черточку!

 

Отличие союзов от омонимичных сочетаний

Союзы

Омонимичные сочетания

1. Нельзя убрать, переместить часть союза.

2. Нельзя задать вопрос.

3. Играет связующую роль.

4. Можно подобрать синоним
(союз):

тоже, также = и

зато = но

чтобы = для того чтобы

причём=притом=и                                                                    оттого что=потому что=так как                 

 

1. Можно переставить часть сочетания на другое место.

2. Можно задать вопрос (есть лексическое значение).

3. Член предложения.

 

Союз замени союзом:  

       зато=но                                                                                                                                                          

                  тоже=также=и                                                  

                  чтобы=для того чтобы                                          

                  причём=притом=и                                                  

                оттого что=потому что=так как                 

 

            2.Частицы  ЖЕ  БЫ  при местоимении 

         переставь или отбрось.                                                 

                    3.Местоимение можно опустить. 

-Вернёмся к пословицам, определим написание слова за(то). (пишем слитно). Докажите, используя таблицу.

Закрепление темы.

Прочитайте предложения. Докажите, что это текст. Определите тип и стиль речи. Устно решите орфографические задачи.

Неужели мы должны любить землю только за (то), что она богата? Не только за это мы люб..м родные места. Мы люб…м их ещё (за) то, что, даже (не)богатые, они для нас прекрасны.

(По К. Паустовский)

Выполните задание.

Все дружно работали я то(же) не отставал.

Выполни то(же) задание.

Я не попал на выставку за(то) встретился с друзьями.

Мы пошли по(тому) же пути.

Что(бы) я делал без помощи друзей.

При(том) заявлении не найдены документы.

Так(же),как в море, над лугами дуют свежие ветры.

8)  Задание «Корректор». Найдите ошибки в написании союзов и исправьте их. (Один учащийся у доски, выписывает только сочетания с ошибками)

Дорого, за то надёжно

спрятался зато здание

ушёл, чтобы отдохнуть

он то же пришёл и сказал то же самое

также хвастлив, как и сосед

что бы почитать

что бы больше знать о мире животных

необходимо, что бы все были спокойны.

Подведение итогов.

Что нового вы узнали на уроке?

Как на письме отличить союз от омонимичных частей речи?

Домашнее задание.

Параграф 61. Упр.349.